Дистанционное обучение. Онлайн защиты магистров: финал

27 мая 2020

Закончились защиты магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта»  (специальность 122 – Компьютерные науки). 

Последний день защит был примечателен  тем, что к нам на видеоконференцию заседания экзаменационной комиссии подключился ректор, профессор Семенец В.В. Он послушал часть защит, принял участие в онлайн дискуссии и даже задал несколько вопросов магистрантам. Надеемся, ему было интересно так же, как и нам. Практически все темы аттестационных работ магистров актуальные и современные. Представленные работы были посвящены исследованиям как в области когнитивного, так и вычислительного интеллекта. Были представлены результаты исследований по  применению различных типов  глубоких нейронных сетей для решения прикладных задач, включая обработку естественного языка, распознавание изображенний и даже разработку игр. Также были представлены работы, посвященные моделированию безмасштабных сетей, исследованию их свойств и практической реализации  как в виде профессионально-ориентированных, так и социальных сетей. Были представены работы, в которых исследовались подходы когнитивного и эволюционного моделирования при разработке интеллектуальных систем поддержки принятия решений в слабо структурированных ситуациях.

Подводя итоги, можно заметить следующее. Студенты не боятся браться за трудные, но интересные для них проекты, требующие предобработки большого объема данных и даже натурных экспериментов. Желаем нашим выпускникам новых интересных творческих задач, здоровья и успехов!

Дистанционное обучение. Онлайн защиты магистров: продолжение

20 мая 2020

Состоялся второй день защит магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта»  (специальность 122 – Компьютерные науки). Он был не такой насыщенный, как первый, но интересен тем, что вместе с магистрами дневной формы обучения защищались и магистры заочно-дистанционной формы  обучения. Конечно, заочным магистрам было труднее справиться с тематикой нашей кафедры, ведь многие базовые дисциплины, касающиеся  математических основ и непосредственно интеллектуальных информационных технологий, изучаются на уровне бакалавриата. Но все-таки все справились хорошо и отлично. В этот день представленные аттестационные работы были посвящены проблемам онтологического моделирования, исследованию методов семантического анализа естественно-языковых текстов, исследованию методов и алгоритмов машинного обучения для решения прикладных задач, а также быстро развивающемуся направлению безмасштабных сетей, а именно, исследованию их ассортативности. 

Современность и актульность тем  магистрантов подтверждаются еще и тем, что вопросы членов экзаменационной комиссии и дискуссии по некоторым работам были близки по формату к научным конференциям.

Поздравляем наших новых магистров и желаем им успехов! 

Дистанционное обучение. Новые возможности: онлайн защиты магистров

19 мая 2020

Дистанционное обучение становится неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни.

Сегодня состоялся первый день защит магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта» (специальность 122 – Компьютерные науки). Это было интересно, и в первую очередь, для самих студентов. Все в онлайн! Нужно было уложиться в отведенное время и четко доложить свою работу. Наверное, это не так уж и легко, учитывая, что реакция членов комиссии на доклад сразу не видна. Но, следует заметить, что такой дистанционный режим защит студентов абсолютно не смущал. Они очень уверенно защищались и отвечали на вопросы экзаменационной комиссии. Возможно потому, что сегодня защищались лучшие из лучших, настоящие звезды. Возможно потому, что все они уже успешно работают в IT-компаниях и имеют опыт работы и общения в онлайн.

Темы аттестационных работ были современными и интересными, посвященными глубоким нейронным сетям и их применению в практических задачах кластеризации, классификации, распознавания изображений, исследованию методов ранжирования для улучшения результатов работы поисковых систем, тематического моделирования корпусов текстов.

Поздравляем наших уже магистров с прекрасными результатами защит и желаем дальнейших творческих успехов и профессионального роста!

Участие в онлайн-конференциях

17 мая 2020

Несмотря на карантин, преподаватели кафедры ИИ продолжают заниматься научной работой и принимают участие в научных конференциях. 14-15 мая 2020 состоялась девятая Международная научная конференция «Современные проблемы математического моделирования, прогнозирования и оптимизации» в Камянце-Подольском, а 15-16 мая 2020 — Двадцать второй Международный научно-практический семинар «Комбинаторные конфигурации и их применение» в Запорожье и Кропивницком. Наши преподаватели и студенты принимали участие в этих мероприятиях

Воскресное чтение #1

3 мая 2020

читаем статью-исповедь программиста о возвращении к математическим первоосновам

Cure Impostor Syndrome with Functional Programming: Journey of a senior developer switching to functional programming от Луиса Трюшо

Очередной день карантина начался рутинно — чтение почты, просмотр новостей, изучение очередной главы из учебника в курсе по созданию и поддержанию ценностей в организации. Потом в качестве передышки на смену рутине пришел сериал “Голливуд” 2020, который несмотря на легкость жанра и избитость сюжета, на редкость оказался хорошим и по месседжу, и по игре актеров… но параллельно с ним я читал статью, которая и стала моим сегодняшним сюжетом.

Я не верю евангилистам, мне кажется что они часто бывают просто выскочками, схватившимися за популярную идею и, не имея за душой своего, просто раскручивающими эту идею своим актерским мастерством и харизматическим умением держать публику в оцепеневшем ожидании чуда! Статья так и называется “Лечение синдрома самозванца функциональным программированием” Луиса Трюшо.

Автор практический программист с 10-ти летним стажем и позицией сеньора, с недавних пор работающий преподавателем и пишущий статьи для социальной сети Medium.com.

Исповедь программиста-практика, признающегося во всех смертных грехах современного программирования, вызывает определенную симпатию и притягивает внимание: “Who, after a degree and ten years of practice in a field, can feel like an impostor; an eternal newbie? Programmers, of course.”

Мы — преподаватели, среди прочего, занимаемся тем, что производим самозванцев, выскочек, вечных нубов? Мы учим всему этому: “DDD, design patterns, API, microservices, TDD, linters + prettiers, comments, GitFlow, best frameworks and libraries, Docker, CI/CD and DevOps, KISS, Redux, ReactiveX, Agile management, task runners and transpilers, pair programming and reviews, etc.”

ДА! Это все куча спагетти кода в голове рождающихся программистов! Мы программируем студентов делать ошибки и потом стоически бороться с ними! “It’s bug oriented programming.”

Когда я подошел ко второй части статьи — я понял, что это проповедь! Ничем другим это назвать нельзя! Послушайте это:

“Stop filling the endless void with more code.”

“Stop combining unreliable tools without knowing the basics.”

“Stop developing new data structures, without expressing the potential of existing ones.”

“Stop being an impostor.”

“Have you heard about functional programming?”

Невероятно! Узрите и будьте счастливы! И далее идет проповедь праведного пути.

Я все еще колеблющийся и ищущий. Я все еще в начале этого пути. Но статьи как эта дают надежду, что наши студенты смогут воспользоваться советом: “I still have everything to learn from math, because I avoided it for all those years. But now, my impostor syndrome begins to vanish.”

Надеюсь у вас найдется 9 минут прочесть эту статью и взвесить несколько новых аргументов!

Будьте функционально здоровы!

Вячеслав Гребенюк

Дистанционное обучение. Новые горизонты: онлайн защиты рефератов

21 апреля 2020

Дистанционное обучение предоставляет новые возможности, причем, не только студентам, но и преподавателям. На этот раз мы приобрели опыт презентаций и защит рефератов студентов в онлайн режиме. 

Студенты третьего курса защищали групповые рефераты по  дисциплине «Системы интеллектуальной обработки естественно-языковой информации». Методика работы над практической частью курса была следующей. Студенты сами формировали команды, как правило, из 2-4 человек. Причем, поскольку дисциплина выборная, в состав команды могут входить студенты из разных академических групп. Каждая команда сама выбирала тему для реферата. Тему можно выбирать либо из предлагаемого списка, либо предлагать свою тему, релевантную тематике курса. В команде есть свой team leader, отвечающий за представление работы в целом. Презентации проходили по такому сценарию. Один член команды демонстрировал презентацию для всеобщего показа. Все выступали по очереди. Первый делал введение, историю развития и современное состояние проблемы, постановку задачи; второй – детальный анализ задачи, предлагаемые известные методы ее решения; последний делал выводы, рассказывал о сложностях, которые существуют в данном направлении Natural Language Processing и перспективных подходах к решению рассматриваемой проблемы. Таким образом, все чувствовали ответственность за представляемый материал в целом и за свою часть.

Магистранты первого года обучения защищали рефераты по дисциплине «Онтологический инжиниринг». Для них это была индивидуальная работа, каждый магистрант выбирал самостоятельно тему из списка или предлагал свою. Поскольку практически все магистранты уже работают в  IT-компаниях, к работе оно подошли профессионально и справились отлично.

Таким образом, студенты получили новый опыт онлайн защит своих работ, который  несомненно пригодится при формировании их компетентностей как IT-специалистов. Это умение представлять и защищать результаты своей работы, искать и анализировать новые задачи, требующие творческого подхода, новых программных инструментов, методов и алгоритмов. Результаты  показали, что студенты приветствуют новые вызовы и готовы браться за непростые, но интересные задачи.

Желаем нашим студентам успехов и здоровья!

Дистанционное обучение. Новые вызовы: теперь и экзамены в онлайн режиме

15 апреля 2020

Мы продолжаем расширять свои знания и совершенствовать навыки дистанционного обучения. Теперь приобрели новый опыт – как проводить экзамен в онлайн режиме. Сегодня прошел экзамен по дисциплине «Методы и системы искусственного интеллекта» для группы ІТКНз-17-1. В модуль этого курса была добавлена тема «Экзамен» с разделом «Задания». В этом разделе для каждого студента предусмотрена папка, в которую студент помещает свой ответ на экзаменационный билет. В начале экзамена преподаватель и студенты встретились на видеоконференции в Google Hangouts Meet. Для подтверждения участия в экзамене каждый студент прислал со своего адреса на домене nure.ua пустое письмо преподавателю, в ответ получил pdf файл с экзаменационным билетом. В течение двух часов студенты писали вручную ответы на вопросы своих билетов. Каждый студент свой рукописный ответ фотографировал, сформировал pdf файл и отослал на страницу курса, поместив его в тему «Экзамен», раздел «Задания», в папку со своей фамилией. Следующие два часа преподаватель проверял полученные ответы. Затем все опять собрались на видеоконференцию, где каждому студенту преподаватель озвучил его оценку в баллах. Оценка зависела не только от того, насколько хорошо написан билет, но и от работы в семестре, выполненных лабораторно-практических заданий. Как правило, заочные студенты очень плотно работают, и свободного времени у них практически нет. Однако, они отличаются целеустремленностью и зрелостью мышления, стремятся усвоить новые знания, часто учатся поздно вечером. Интересно, что в условиях жесткого deadline для сдачи лабораторно-практических заданий многие прислали свои отчеты глубокой ночью, поскольку стремились повысить рейтинговую оценку еще до экзамена. Экзамен показал, что наши заочные студенты – молодцы и, хотя результаты разные, но они, как и мы, получили новый опыт работы на результат в условиях жестких временных ограничений и работы в режиме онлайн.

Хочется отметить также четкую и продуманную работу Навчально-наукового центру заочної форми навчання (ННЦЗФН). Электронная ведомость и инструкция по ее заполнению были присланы заранее, электронные адреса студентов на домене nure.ua также были разосланы заблаговременно. Все это весьма помогло в работе.

Желаем нашим студентам, преподавателям и сотрудникам здоровья и успехов!

P.S. Реплика экзаменатора: этот экзамен был настоящим вызовом для преподавателя. Буквально за 10 минут до начала экзамена, в 9:20 у меня пропал интернет. Что я только ни делала….. Ничего не помогало, тогда позвонила провайдеру, «Триолан». Оператор ответил: «По вашему адресу ведутся ремонтные работы, ожидаемое окончание 12-00». Я в ответ: «У меня срывается онлайн экзамен!!!». Через 5 минут интернет заработал. Вот такие неожиданности случаются в дистанционном обучении.

Предаттестационная практика в онлайн режиме

13 апреля 2020

Все уже освоились с преподаванием и учебой в онлайн режиме. Но теперь новый вызов – как проходить предаттестационную практику в онлайне! 

Мы создали на платформе MOODLE  (dl.nure.ua) модуль «Передатестаційна практика студентів кафедри ШІ». Для каждого из трех преподавателей, руководителей практики, сделали отдельный Консультационный пункт с выходом на видеоконференции в Google Hangouts Meet, куда преподаватель выходит каждый день по прилагаемому в модуле расписанию для консультирования студентов. 

Приписали каждому преподавателю свою группу. Кроме того, студенты каждый день отмечаются в разделе «посещаемость».

Интересно, что в первый день собрание по практике было назначено на 9-30, и практически все студенты  присутствовали! Обменялись впечатлениями об онлайн-учебе, обсудили, что и как студенты будут делать на практике, требования к отчетам и будущим дипломам, назначили дату следующего собрания  групп. Все остаются дома, работают с базами практик дистанционно и нарабатывают материал для диплома. Всем удачной работы и здоровья!

Дистанционное образование

12 апреля 2020

В условиях общенационального карантина образовательный процесс на кафедре ИИ продолжается дистанционно. Преподаватели кафедры используют различные платформы и инструменты для дистанционного обучения.

Занятия проводят с помощью системы управления курсами Moodle, Google Classroom, Hangouts Meet …

Всего на кафедре создано более 40 дистанционных курсов.

Всем здоровья и успехов в нелегкой работе преподавателя.

Продолжение Международной учебной программы EVV – European Virtual Venture

11 марта 2020

Стартовал очередной этап телеконференций в рамках Французского проекта,  в котором традиционно участвуют лучшие студенты кафедры ИИ. Этот проект осуществляется в рамках Договора о сотрудничестве по совместной программе обучения в виртуальной среде (разработка бизнес проектов в области информационных технологий) между Харьковским национальным университетом радиоэлектроники и Высшей инженерной школой (ECAM-EPMI Graduate School of Engineering), Сержи-Понтуаз, Франция. Цель проекта —  продолжение совместной программы обучения в области информационных технологий украинских и французских студентов. В 2019-2020 учебном году EVV программа реализуется через совместные семинары в течение марта-апреля 2020 г. в режиме видеоконференций и через систему менеджмента курсов Moodle. Языком преподавания и общения является английский. В этом году начало EVV- программы совпало с визитом на кафедру нашей выпускницы Марии Гаврюшенко, которая получила степень PhD в Финляндии и имеет позицию project manager at COLD-project в университете Ювяскюля. Мария свое время также успешно участвовала в EVV-проекте, позже закончила обучение в ХНУРЭ по кафедре ИИ, выиграла конкурсный отбор по поступлению в магистратуру в университете г.Ювяскюля, Финляндия.  Там Мария продолжила обучение сначала в магистратуре, потом в аспирантуре, успешно защитила диссертацию под руководством Алексея Хриенко, между прочим, тоже нашего бывшего студента, уехавшего по обмену в Финляндию и сделавшего там академическую карьеру в Университете Ювяскюля. Мария рассказала нашим студентам о своем опыте участия в EVV-проекте, об учебе и жизни в Финляндии, пожелала всем удачных проектов и защит в этом году!