Подведение итогов Международной учебной программы EVV – European Virtual Venturing 2019-2020 уч.г.

16 сентября 2020

Завершившийся учебный год 2019-2020 выдался непростым: многим пришлось, что называется,  «на лету» перестраиваться на дистанционный режим обучения. Но для  студентов  нашей кафедры, участников Французского проекта,  именно такой режим обучения и был запланирован изначально. Для кафедры искусственного интеллекта этот Проект уже стал традиционным и осуществляется в рамках Договора о сотрудничестве по совместной программе обучения в виртуальной среде (разработка бизнес проектов в области информационных технологий) между Харьковским национальным университетом радиоэлектроники и Высшей инженерной школой (ECAM-EPMI Graduate School of Engineering), Сержи-Понтуаз, Франция. Цель проекта —  продолжение совместной программы обучения  в области информационных технологий украинских и французских студентов. В 2019-2020 учебном году EVV программа проходила через совместные семинары в течение   марта-апреля 2020 г. в режиме видеоконференций и через систему менеджмента курсов Moodle. Языком преподавания и общения является английский. В ходе выполнения проекта и на финальных защитах наши студенты  продемонстрировали широкий кругозор и профессиональные знания в области современных информационных технологий, хороший уровень владения английским языком,   готовность  представлять, защищать и коммерциализировать свои проекты в области интеллектальных информационных технологий. 

По итогам завершения проекта заведующий кафедрой ИИ проф. Филатов В.А. поздравил всех студентов, участников Французского проекта, с прекрасными результатами, а проректор по инновационно-корпоративной работе и администрированию проф. Россихин В.В. торжественно вручил Сертификаты, подписанные ректорами двух университетов-партнеров и пожелал дальнейших творческих и профессиональных успехов, а также крепкого здоровья!

Конкурс на международную академическую мобильность Эразмус+ по программе ICT

15 сентября 2020



Объявляется конкурс на обучение по программе ICT (код 067 согласно международному стандарту ЮНЕСКО — ISCED) в испанском университете Хаен в течение одного семестра (весеннего) по условиям проекта кредитной мобильности программы Эразмус+ на 2020-2021 учебный год. Для участия в конкурсе необходимо прислать CV и мотивационное письмо до 30.09.20 (включительно) на электронный адрес ответственной за проект (Титовой Л.В.) liudmyla.titova@nure.ua.





Критерии отбора (в порядке приоритетности):

  1. Академическая успеваемость кандидатов
  2. Знание английского языка
  3. Отсутствие опыта участия в проектах академической мобильности
  4. Наличие неблагоприятных социально-экономических обстоятельств (внутренне-перемещенные лица ит.п.) 

Университет Хаэн предоставляет грант на проезд Украина-Испания-Украина и проживание из средств грантовой программы Эразмус+. Обучение в испанском университете бесплатное.

Также доступна одна мобильность для преподавателя. Претенденты на преподавание должны прислать свои резюме и план преподавания на вышеупомянутый контакт для отбора комиссией во главе с проректором по инновационно-корпоративной работе и администрированию. 

Университет Хаэн, занимает 75 место в Шанхайском рейтинге среди университетов, работающих в области КН (http://www.ujaen.es/serv/vicint/home/index). 


Первый исследовательский межотраслевой инновационный проект Horizon2020 в ХНУРЕ!

3 сентября 2020

Команда кафедры ИИ будет сотрудничать с коллегами из университетов и ИТ-компаний Финляндии, Великобритании, Португалии, Китая и Украины в рамках проекта «Deep Intelligent Optical and Radio Communication Networks», нацеленного на международный и межотраслевой обмен персоналом, сфокусированный на оптимизацию трафика оптических и радиосетей с использованием методов ИИ, особенно нейронных сетей.

https://ec.europa.eu/research/mariecurieactions/news/rise-2020-results-announced_en




Новые партнеры по академической мобильности

23 июля 2020

В дополнение к действующему с 2018 года проекту мобильности с испанским университетом Хаэн (https://www.ujaen.es/en) кафедра получила двух новых партнеров для реализации академической мобильности студентов и преподавателей по результатам конкурса Эразмус+ КА107:

Таллиннский технологический университет, Эстония (https://www.taltech.ee/en)

 Высшая инженерная школа ЕСАМ-Эрми, Сержи, Франция (https://www.ecam-epmi.fr/international/).

Дистанционное обучение. Онлайн защиты магистров: финал

27 мая 2020

Закончились защиты магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта»  (специальность 122 – Компьютерные науки). 

Последний день защит был примечателен  тем, что к нам на видеоконференцию заседания экзаменационной комиссии подключился ректор, профессор Семенец В.В. Он послушал часть защит, принял участие в онлайн дискуссии и даже задал несколько вопросов магистрантам. Надеемся, ему было интересно так же, как и нам. Практически все темы аттестационных работ магистров актуальные и современные. Представленные работы были посвящены исследованиям как в области когнитивного, так и вычислительного интеллекта. Были представлены результаты исследований по  применению различных типов  глубоких нейронных сетей для решения прикладных задач, включая обработку естественного языка, распознавание изображенний и даже разработку игр. Также были представлены работы, посвященные моделированию безмасштабных сетей, исследованию их свойств и практической реализации  как в виде профессионально-ориентированных, так и социальных сетей. Были представены работы, в которых исследовались подходы когнитивного и эволюционного моделирования при разработке интеллектуальных систем поддержки принятия решений в слабо структурированных ситуациях.

Подводя итоги, можно заметить следующее. Студенты не боятся браться за трудные, но интересные для них проекты, требующие предобработки большого объема данных и даже натурных экспериментов. Желаем нашим выпускникам новых интересных творческих задач, здоровья и успехов!

Дистанционное обучение. Онлайн защиты магистров: продолжение

20 мая 2020

Состоялся второй день защит магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта»  (специальность 122 – Компьютерные науки). Он был не такой насыщенный, как первый, но интересен тем, что вместе с магистрами дневной формы обучения защищались и магистры заочно-дистанционной формы  обучения. Конечно, заочным магистрам было труднее справиться с тематикой нашей кафедры, ведь многие базовые дисциплины, касающиеся  математических основ и непосредственно интеллектуальных информационных технологий, изучаются на уровне бакалавриата. Но все-таки все справились хорошо и отлично. В этот день представленные аттестационные работы были посвящены проблемам онтологического моделирования, исследованию методов семантического анализа естественно-языковых текстов, исследованию методов и алгоритмов машинного обучения для решения прикладных задач, а также быстро развивающемуся направлению безмасштабных сетей, а именно, исследованию их ассортативности. 

Современность и актульность тем  магистрантов подтверждаются еще и тем, что вопросы членов экзаменационной комиссии и дискуссии по некоторым работам были близки по формату к научным конференциям.

Поздравляем наших новых магистров и желаем им успехов! 

Дистанционное обучение. Новые возможности: онлайн защиты магистров

19 мая 2020

Дистанционное обучение становится неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни.

Сегодня состоялся первый день защит магистров кафедры искусственного интеллекта, которые обучались по образовательно-научной программе «Системы искусственного интеллекта» (специальность 122 – Компьютерные науки). Это было интересно, и в первую очередь, для самих студентов. Все в онлайн! Нужно было уложиться в отведенное время и четко доложить свою работу. Наверное, это не так уж и легко, учитывая, что реакция членов комиссии на доклад сразу не видна. Но, следует заметить, что такой дистанционный режим защит студентов абсолютно не смущал. Они очень уверенно защищались и отвечали на вопросы экзаменационной комиссии. Возможно потому, что сегодня защищались лучшие из лучших, настоящие звезды. Возможно потому, что все они уже успешно работают в IT-компаниях и имеют опыт работы и общения в онлайн.

Темы аттестационных работ были современными и интересными, посвященными глубоким нейронным сетям и их применению в практических задачах кластеризации, классификации, распознавания изображений, исследованию методов ранжирования для улучшения результатов работы поисковых систем, тематического моделирования корпусов текстов.

Поздравляем наших уже магистров с прекрасными результатами защит и желаем дальнейших творческих успехов и профессионального роста!

Участие в онлайн-конференциях

17 мая 2020

Несмотря на карантин, преподаватели кафедры ИИ продолжают заниматься научной работой и принимают участие в научных конференциях. 14-15 мая 2020 состоялась девятая Международная научная конференция «Современные проблемы математического моделирования, прогнозирования и оптимизации» в Камянце-Подольском, а 15-16 мая 2020 — Двадцать второй Международный научно-практический семинар «Комбинаторные конфигурации и их применение» в Запорожье и Кропивницком. Наши преподаватели и студенты принимали участие в этих мероприятиях

Воскресное чтение #1

3 мая 2020

читаем статью-исповедь программиста о возвращении к математическим первоосновам

Cure Impostor Syndrome with Functional Programming: Journey of a senior developer switching to functional programming от Луиса Трюшо

Очередной день карантина начался рутинно — чтение почты, просмотр новостей, изучение очередной главы из учебника в курсе по созданию и поддержанию ценностей в организации. Потом в качестве передышки на смену рутине пришел сериал “Голливуд” 2020, который несмотря на легкость жанра и избитость сюжета, на редкость оказался хорошим и по месседжу, и по игре актеров… но параллельно с ним я читал статью, которая и стала моим сегодняшним сюжетом.

Я не верю евангилистам, мне кажется что они часто бывают просто выскочками, схватившимися за популярную идею и, не имея за душой своего, просто раскручивающими эту идею своим актерским мастерством и харизматическим умением держать публику в оцепеневшем ожидании чуда! Статья так и называется “Лечение синдрома самозванца функциональным программированием” Луиса Трюшо.

Автор практический программист с 10-ти летним стажем и позицией сеньора, с недавних пор работающий преподавателем и пишущий статьи для социальной сети Medium.com.

Исповедь программиста-практика, признающегося во всех смертных грехах современного программирования, вызывает определенную симпатию и притягивает внимание: “Who, after a degree and ten years of practice in a field, can feel like an impostor; an eternal newbie? Programmers, of course.”

Мы — преподаватели, среди прочего, занимаемся тем, что производим самозванцев, выскочек, вечных нубов? Мы учим всему этому: “DDD, design patterns, API, microservices, TDD, linters + prettiers, comments, GitFlow, best frameworks and libraries, Docker, CI/CD and DevOps, KISS, Redux, ReactiveX, Agile management, task runners and transpilers, pair programming and reviews, etc.”

ДА! Это все куча спагетти кода в голове рождающихся программистов! Мы программируем студентов делать ошибки и потом стоически бороться с ними! “It’s bug oriented programming.”

Когда я подошел ко второй части статьи — я понял, что это проповедь! Ничем другим это назвать нельзя! Послушайте это:

“Stop filling the endless void with more code.”

“Stop combining unreliable tools without knowing the basics.”

“Stop developing new data structures, without expressing the potential of existing ones.”

“Stop being an impostor.”

“Have you heard about functional programming?”

Невероятно! Узрите и будьте счастливы! И далее идет проповедь праведного пути.

Я все еще колеблющийся и ищущий. Я все еще в начале этого пути. Но статьи как эта дают надежду, что наши студенты смогут воспользоваться советом: “I still have everything to learn from math, because I avoided it for all those years. But now, my impostor syndrome begins to vanish.”

Надеюсь у вас найдется 9 минут прочесть эту статью и взвесить несколько новых аргументов!

Будьте функционально здоровы!

Вячеслав Гребенюк

Дистанционное обучение. Новые горизонты: онлайн защиты рефератов

21 апреля 2020

Дистанционное обучение предоставляет новые возможности, причем, не только студентам, но и преподавателям. На этот раз мы приобрели опыт презентаций и защит рефератов студентов в онлайн режиме. 

Студенты третьего курса защищали групповые рефераты по  дисциплине «Системы интеллектуальной обработки естественно-языковой информации». Методика работы над практической частью курса была следующей. Студенты сами формировали команды, как правило, из 2-4 человек. Причем, поскольку дисциплина выборная, в состав команды могут входить студенты из разных академических групп. Каждая команда сама выбирала тему для реферата. Тему можно выбирать либо из предлагаемого списка, либо предлагать свою тему, релевантную тематике курса. В команде есть свой team leader, отвечающий за представление работы в целом. Презентации проходили по такому сценарию. Один член команды демонстрировал презентацию для всеобщего показа. Все выступали по очереди. Первый делал введение, историю развития и современное состояние проблемы, постановку задачи; второй – детальный анализ задачи, предлагаемые известные методы ее решения; последний делал выводы, рассказывал о сложностях, которые существуют в данном направлении Natural Language Processing и перспективных подходах к решению рассматриваемой проблемы. Таким образом, все чувствовали ответственность за представляемый материал в целом и за свою часть.

Магистранты первого года обучения защищали рефераты по дисциплине «Онтологический инжиниринг». Для них это была индивидуальная работа, каждый магистрант выбирал самостоятельно тему из списка или предлагал свою. Поскольку практически все магистранты уже работают в  IT-компаниях, к работе оно подошли профессионально и справились отлично.

Таким образом, студенты получили новый опыт онлайн защит своих работ, который  несомненно пригодится при формировании их компетентностей как IT-специалистов. Это умение представлять и защищать результаты своей работы, искать и анализировать новые задачи, требующие творческого подхода, новых программных инструментов, методов и алгоритмов. Результаты  показали, что студенты приветствуют новые вызовы и готовы браться за непростые, но интересные задачи.

Желаем нашим студентам успехов и здоровья!